Проблемы адаптации

Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад

  • Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
  • Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам.
  • Если ребенок засыпает с помощью взрослого, попытаться изменить данную привычку и предоставлять ему возможность спать самостоятельно.
  • Приучать ребенка есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.
  • Обратите особое внимание на формирование у ребенка навыков самостоятельности. Малыш будет чувствовать себя более уверенным, что положительно скажется на его самочувствии, сгладить остроту отрицательных эмоций.
  • Если ребенок подвержен частым ОРВИ, острым инфекционным заболеваниям, хроническим, соматическим, врожденным заболеваниям необходимо заранее проконсультироваться у участкового врача и как можно раньше провести корригирующие мероприятия, которые назначит врач.
  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские площадки, парки, берите с собой в гости.
  • Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими  людьми.
  • Заранее познакомьте ребенка с воспитателями и детьми группы.
  • Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса  трех лет».

Что такое адаптация?

Адаптация – это привыкания человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкания малыша к детскому саду.

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. Если  бы нам удалось сравнить силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты бы вас ошеломили. Они были просто идентичны. Представляете… у малыша и космонавта… Адаптация к ДОУ и неординарный космический полет.

Выделяют два основных критерия успешной адаптации:

  • внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность,
  • внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.

Различают четыре степени тяжести адаптации:

  1. 1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
  2. 2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1 – 2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
  3. 3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.

Адаптационный период  у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.

В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.

В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).

Для успешной адаптации малыша взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.

 

Организация адаптационного периода с детьми.

Индивидуальный подход к ребенку.

 

  • Гибкий режим.
  • Учет домашних привычек.
  • Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками.
  • Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов.
  • Использование  фольклорного материала в режимных моментах.

Контроль  физического состояния ребенка.

 

  • Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
  • Элементы закаливающих мероприятий.
  • Создание условий для двигательной активности.

 

Психологический мониторинг ребенка в период адаптации.

 

  • Преодоление стрессового состояния.
  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.

 

Побуждение ребенка к общению со сверстниками.

  • Игры с воспитателем.
  • Игры – упражнения, игры – инсценировки.
  • Игры ребенка рядом со сверстниками.
  • Приучение к объединению в игре с другим ребенком.
  • Создание ситуаций для общения.
  • Использование фольклора.
  • Элементы театрализованной деятельности.
  • Развитие игровых навыков, стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

 

Создание предметно – развивающей среды.

 

  • Безопасная.
  • Совершенная.
  • Развивающая.
  • Многофункциональная.
  • Гендерная.