Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад
- Убедитесь в том, что детский сад необходим для вашей семьи именно в ближайшее время, поскольку колебания родителей передаются детям.
- Необходимо приблизить режим дня в домашних условиях к режиму дошкольного учреждения, формировать у ребенка привычку вовремя ложиться спать и вовремя вставать, принимать пищу и бодрствовать по часам.
- Если ребенок засыпает с помощью взрослого, попытаться изменить данную привычку и предоставлять ему возможность спать самостоятельно.
- Приучать ребенка есть разнообразные блюда, ежедневно употребляя супы, каши.
- Обратите особое внимание на формирование у ребенка навыков самостоятельности. Малыш будет чувствовать себя более уверенным, что положительно скажется на его самочувствии, сгладить остроту отрицательных эмоций.
- Если ребенок подвержен частым ОРВИ, острым инфекционным заболеваниям, хроническим, соматическим, врожденным заболеваниям необходимо заранее проконсультироваться у участкового врача и как можно раньше провести корригирующие мероприятия, которые назначит врач.
- Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещайте детские площадки, парки, берите с собой в гости.
- Готовьте ребенка к временной разлуке с близкими людьми.
- Заранее познакомьте ребенка с воспитателями и детьми группы.
- Не отдавайте ребенка в детский сад в период «кризиса трех лет».
Что такое адаптация?
Адаптация – это привыкания человека к новым обстоятельствам и новой обстановке, в конкретном случае – это привыкания малыша к детскому саду.
Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как процесс вхождения ребенка в новую для него среду и болезненное привыкание к ее условиям.
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель. Если бы нам удалось сравнить силу стресса, ощущаемую малышом в период адаптации к организованному коллективу, с силой стресса космонавта, отправляющегося в полет, результаты бы вас ошеломили. Они были просто идентичны. Представляете… у малыша и космонавта… Адаптация к ДОУ и неординарный космический полет.
Выделяют два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт – эмоциональная удовлетворенность,
- внешняя адекватность поведения – способность легко и точно выполнять требования среды.
Различают четыре степени тяжести адаптации:
- 1. Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
- 2. Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1 – 2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
- 3. Тяжелая адаптация: характеризуется, во-первых, значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами.
В физиологическом и психологическом плане: повышение температуры и давления; уменьшение веса, временная остановка роста; снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний; увеличение нервозности; ухудшение сна; падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса; временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Для успешной адаптации малыша взрослым необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему.
Организация адаптационного периода с детьми.
Индивидуальный подход к ребенку.
- Гибкий режим.
- Учет домашних привычек.
- Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками.
- Использование игрушек-забав, игрушек-сюрпризов.
- Использование фольклорного материала в режимных моментах.
Контроль физического состояния ребенка.
- Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка.
- Элементы закаливающих мероприятий.
- Создание условий для двигательной активности.
Психологический мониторинг ребенка в период адаптации.
- Преодоление стрессового состояния.
- Создание положительного эмоционального настроя.
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
Побуждение ребенка к общению со сверстниками.
- Игры с воспитателем.
- Игры – упражнения, игры – инсценировки.
- Игры ребенка рядом со сверстниками.
- Приучение к объединению в игре с другим ребенком.
- Создание ситуаций для общения.
- Использование фольклора.
- Элементы театрализованной деятельности.
- Развитие игровых навыков, стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.
Создание предметно – развивающей среды.
- Безопасная.
- Совершенная.
- Развивающая.
- Многофункциональная.
- Гендерная.